Системная диагностика социально-экономических процессов
Т.И. Жукова "К проблеме трансформации социальных отношений и социального капитала в цифровую эпоху"
Информатика сообществ и формирование социальных сетей
Динамические системы
Системный анализ в медицине и биологии
Т.И. Жукова "К проблеме трансформации социальных отношений и социального капитала в цифровую эпоху"
Аннотация. 

Статья продолжает серию работ, посвященных исследованиям в области теории онлайн социального капитала в цифровую эпоху. Современная значимость изучения данной темы определяется необходимостью глубокого анализа изменений, происходящих в социальной структуре под воздействием цифровизации, включая изменение структуры социальных сетей, трансформацию механизмов социальной поддержки, формирование новых типов сообществ и коллективных идентичностей. Предлагается модель трансформации социального капитала, включающая в себя три взаимосвязанных уровня анализа: микроуровень, мезоуровень и макроуровень в контексте сетевых стратегий. Понимание сложного взаимодействия между различными уровнями социальной реальности является ключевым для разработки моделей развития социальных отношений в эпоху цифровизации, позволяющих увидеть взаимосвязи между индивидуальными практиками, групповыми процессами и системными изменениями.

Ключевые слова: 

сетевые коммуникации, социальный капитал, система социальных отношений в эпоху цифровизации.

DOI: 10.14357/20790279250305

EDN: OHMFLG

Стр. 48-60.

Литература

1. Rainie H., Wellman B. Networked: The new social operating system. Cambridge, MA: MIT press. 2012.
2. Добринская Д.Е. Цифровое общество в социологической перспективе // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 175-192.
3. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. The effects of “phubbing” on social interaction // Journal of applied social psychology. 2018;48(6):304-316. 
4. Pariser E. The filter bubble: What the Internet is hiding from you. Penguin UK. 2011. 
5. Кастельс М. Власть коммуникации / М.Кастельс; пер. с англ. Тылевич Н. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 2016. 564 c. 
6. Хосе ван Дейк. Культура связи: критическая история социальных сетей. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 2018. https://vsuhom.ru/pdf/ru/book/www.vsuhom.ru_375_abstraktKultura_svyazi_kriti.pdf
7. Boyd D.m., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-mediated communication. 2007;13(1):210-230.
8. Hampton K.N., Sessions L.F., Her E.J. & Rainie L. Social isolation and new technology: How the internet and mobile phones impact Americans’ social networks // American Behavioral Scientist. 2011;55(5):594-612.
9. Valenzuela S., Correa T., Gil de Zúñiga H. Ties, likes, and tweets: Using strong and weak ties to explain differences in protest participation across Facebook and Twitter use // Political Communication. 2018;35(1):117-134. https://doi.org/10.1080/10584609.2017.1334726.
10. Сенаторов А.А. Контент-маркетинг: стратегии продвижения в социальных сетях. М: Альпина Паблишер. 2020. 160 с.
11. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / Г. Дженкинс; пер. с англ. А. Гасилина. М.: РИПОЛ классик. 2019. 384 с.
12. Scott D.M. The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Online Video, Mobile Applications, Blogs, News Releases, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly / D.M. Scott. 6th ed. Hoboken, New Jersey: Wiley. 2018. 448 p.
13. Gillespie T. The Relevance of Algorithms // In: Gillespie T., Boczkowski P.J. and Foot K.A. – The MIT Press. 2014. P. 167-194. https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262525374.003.0009
14. Bucher T. Programmed sociality: A software studies perspective on social networking sites // PhD diss., Faculty of Humanities, University of Oslo. 2012. 
15. Van Dijck J. Governing trust in European platform societies: Introduction to the special issue // European Journal of Communication. 2021;36(4):323-333.
16. Ross C., Orr E.S., Sisic M., Arseneault J.M., Simmering M.G., Orr R.R. Personality and motivations associated with Facebook use // Computers in human behavior. 2009;25(2):578-586.
17. Granovetter M.S. The strength of weak ties // American journal of sociology. 1973;78(6):1360-1380.
18. Gandini A. Digital work: Self-branding and social capital in the freelance knowledge economy // Marketing Theory. 2016;16(1):123-141.
19. Жукова Т.И., Тищенко В.И. Добровольные вычисления в России: эмпирическая модель факторов, мотивирующих участие // Общественные науки и современность. 2019. №5. С. 86-96.
20. Rheingold H. Net smart: How to thrive online. Mit Press. 2012. 
21. Van Dijk J.The network society. Sage Publications. 2018.
22. Soukup C. Computer-mediated communication as a virtual third place: building Oldenburg’s great good places on the world wide web // New media & society. 2006;8(3):421-440.
23. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур; пер. с англ. И. Полонской. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2014. 384 с.
24. Vorderer P., Krömer N., Schneider F.M. Permanently online–Permanently connected: Explorations into university students’ use of social media and mobile smart devices // Computers in Human Behavior. 2016;63:694-703.
25. Collins A., Halverson R. Rethinking education in the age of technology: The digital revolution and schooling in America. Teachers College Press. 2018. 
26. Giurgiu L. Microlearning an evolving elearning trend //Scientific Bulletin-Nicolae Balcescu Land Forces Academy. 2017;22(1):18-23.
27. Liu M. et al. Investigating the effect of an adaptive learning intervention on students’ learning //Educational technology research and development. 2017;65:1605-1625.
28. Ito M. et al. Connected learning: An agenda for research and design. Digital Media and Learning Research Hub. 2013.
29. Doung-In S. Flip your classroom: Reach every student in every class every day // Walailak Journal of Learning Innovations. 2017;3(2):71-78.
30. Castells M. Networks of outrage and hope: Social movements in the Internet age. John Wiley & Sons. 2015. 324 p.
2025-75-3
2025-75-2
2025-75-1
2024-74-4

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".