Методы и модели в экономике
Распознавание образов
О.А. Славин, Е.C. Гринь "Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности"
Общая теория систем
Наукометрия и управление наукой
Оптимизация, идентификация, теория игр
Когнитивные технологии
О.А. Славин, Е.C. Гринь "Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности"

Аннотация.

В работе рассматриваются характеристики современных технологий виртуальной и дополненной реальности. Приводится описание особенности реализации приложений на основе технологий виртуальной и дополненной реальности и примеры применения в приложениях, разработанных в РФ. Перечислены проблемы, затрудняющие возможности использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Отмечена необходимость охраны объектов интеллектуальной собственности, полученных с применением технологий AVR. Значительная часть обзора основана на отечественных публикациях.

Ключевые слова:

виртуальная реальность, дополненная реальность, шлем виртуальной реальности, иммерсивность, виртуальный объект, хептические технологии, контент.

Стр. 42-54.

DOI: 10.14357/20790279190304

 Полная версия статьи в формате pdf.

Литература

1. Milgram P., Kishino F. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE Transactions on Information and Systems. Vol E77-D. 1994. №12. P. 1321–1329.
2. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения. Cтратегические решения и риск-менеджмент. СПб.: Издательский дом «Реальная экономика». 2018. № 3 (106). С. 88-107.
3. Jr Edwin – Combination training device for student aviators and entertainment apparatus – Filed: 12.03.1930, Granted: 29.09.1931. Patent US1825462A G09B9/12.
4. Morton L. Heilig, Long Beach N.Y. SENSORAMA SMULATOR – Filed: 10.01.1961, Granted: 08.28.1962. Patent US3050870A G02B27/2228.
5. Sutherland Ivan E. 1968. A head-mounted three dimensional display. In Proceedings of the December 9-11, 1968, fall joint computer conference, part I (AFIPS ‘68 (Fall, part I)). ACM, New York, NY, USA, P. 757-764. DOI: https://doi.org/10.1145/1476589.1476686.
6. Michael A. Teitel – Virtual image display device – Filed: 03.07.1991, Granted: 07.12.1999. Patent US5999147A G02B27/0172.
7. Future Reality: Virtual, Augmented & Mixed Reality (VR, AR & MR) Primer (2016) // Bank of America Merryll Lynch. https://www.bofaml.com/ content / dam / boamlimages / documents / articles / ID16_1099 / virtual_reality_primer_short.pdf (Доступ 20.06.2019).
8. Patent China CN205301713U / 廖俊杰 林子焜 钱桂校 – Wear-type virtual reality glasses with wireless video transmission of 3D – Filed: 08.01.2016, Granted: 08.06.2016.
9. Сайт компании https://wayray.com/ (Доступ 20.06.2019).
10. Коллиматорный широкоформатный индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1М https://vpk.name/images/i136493.html (Доступ 20.06.2019).
11. 5DT data glove http://www.5dt.com/products/pdataglovemri.html, 2005. (Доступ 20.06.2019).
12. Pamplona V.F., Fernandes L.A.F., Prauchner J.L., Nedel L.P. and Oliveira M.M. The Image-Based Data Glove. SVR Proceedings of the 10th Symposium on Virtual and Augmented Reality. João Pessoa, 2008. Anais do SVR 2008, Porto Alegre: SBC, 2008, pp. 204–211.
13. Сайт компании HaptX https://haptx.com/ (Доступ 20.06.2019).
14. Сайт компании https://www.woojer.com (Доступ 20.06.2019).
15. Сайт компании https://www.ultrahaptics.com/ (Доступ 20.06.2019).
16. Сайт компании http://nosulusrift.ubisoft.com/?lang=ru-RU (Доступ 20.06.2019).
17. Сайт компании https://feelreal.com/(Доступ 20.06.2019).
18. Ranasinghe N., Suthokumar G., Yi Lee K., Do Yi Lee E. Digital flavor interface. UIST 2014 – Adjunct Publication of the 27th Annual ACM Symposium on User Interface Software and Technology. 2014. pp. 47-48.
19. Niijima A., Ogawa T. Virtual food texture by electrical muscle stimulation. Proceeding ISWC ‘16 Proceedings of the 2016 ACM International Symposium on Wearable Computers, Heidelberg, Germany — September 12, 48-49 .
20. Sasagawa J. Niijima M., A., Tomoki R. A., Yamada W.T. A Proposal of Food Texture Display. Proceeding CHI EA ‘18 Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems, 1-6.
21. Сайт компании http://www.neurable.com/technology (Доступ 20.06.2019).
22. Kato H. Marker Tracking and HMD Calibrationfor a Video-based Augmented Reality Conferencing System. Proceedings of the 2nd IEEE and ACM International Workshop on Augmented Reality. 1999. p. 85-94.
23. Алексеева Д.Д., Маколкина М.А. Обзор технологии дополненной реальности // Информационные технологии и телекоммуникации. СПб.: издательство Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Том 3. № 2. 2015. С. 101-110.
24. Лакиенко Е.П., Ворощенко Е.А., Родионова Л.Е. Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности // Сборник научных статей 7-й международной научно-практической конференции «Современные материалы, техника и технология». Курск: издательство закрытого акционерного общества «Университетская книга», 2017. С. 205-209.
25. Bulatov K., Arlazarov V.V., Chernov T., Slavin O., Nikolaev D. Smart IDReader: Document Recognition in Video Stream. Proc. 14thInternational Conference on Document Analysis and Recogntiion (ICDAR). 2017. vol. 6. P. 39–44.
26. Сайт программы Unity https://unity3d.com (Доступ 20.06.2019).
27. Сайт программы Unreal Engine https://www.unrealengine.com/en-US/what-is-unreal-engine-4 (Доступ 20.06.2019).
28. Сайт программы SteamVR https://developer.valvesoftware.com/wiki/SteamVR (Доступ 20.06.2019).
29. Сайт программы Google VR https://vr.google.com/ (Доступ 20.06.2019).
30. Сайт программы Oculus https://developer.oculus.com/ (Доступ 20.06.2019).
31. Сайт программы Windows Mixed Reality https://developer.microsoft.com/en-us/windows/mixed-reality (Доступ 20.06.2019).
32. Сайт программы ARCore https://developers.google.com/ar/ (Доступ 20.06.2019).
33. Сайт программы ARKit https://developer.apple.com/arkit/ (Доступ 20.06.2019).
34. Сайт программы Tango https://developers.google.com/tango/ (Доступ 20.06.2019).
35. Сайт программы Vuforia https://developer.vuforia.com/ (Доступ 20.06.2019).
36. Сайт программы https://www.kudan.io (Доступ 20.06.2019).
37. Echeagaray-Patrón B.A., Kober V.I., Karnaukhov V.N., Kuznetsov V.V. A method of face recognition using 3d facial surfaces. Journal of Communications Technology and Electronics 62(6) (2017). P. 648–652.
38. Ruchey A., Dorofeev K., Kober A. 3d object reconstruction using multiple kinect sensors and initial estimation of sensor parameters. In: Proc. SPIE. Vol. 10752. 2018.
39. Сайт программы Facebook Spaces Beta https://www.oculus.com/experiences/rift/1036793313023466/ (Доступ 20.06.2019).
40. Сайт программы https://vtime.net/ (Доступ 20.06.2019).
41. Сайт программы https://store.steampowered.com/app/407060/AltspaceVRThe_Social_VR_App/ (Доступ 20.06.2019).
42. Akçayır M., Gökçe A. Advantages and challenges associated with augmented reality for education: A systematic review of the literature. Educational Research Review 20 (2017): 1-11.
43. Бутов Р.А., Григорьев И.С. Виртуальная реальность для образования: обзор технологий и полезные ссылки http://integral-russia.ru/2018/09/28/virtualnaya-realnost-dlyaobrazovaniya-obzor-i-poleznye-ssylki/ (Доступ 20.06.2019).
44. Лузанов О.Р., Савка О.И., Рагозина М.А. Применение технологии виртуальной и дополненной реальностей при обучении сварочному делу // Материалы международной научно-практической конференции «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты»: в 2 частях. 2018. Вологда: Издательство ООО «Маркер», С. 59-61.
45. Виртуальный тренажер сварщика «Раскат» https://zarnitza.ru/catalog/uchlab/tehnologii-i-proizvodstvo/professionalnayapodgotovka/virtualnyi-trenazher-svarshchikaraskat/?sphrase_id=183066 (accessed June 20, 2019).
46. The first turn-key welding training solution powered with augmented reality http://www.soldamatic.com/what/ (Доступ 20.06.2019).
47. Дмитриев А.А., Холдеева Е.Ю. Некоторые современные технологии виртуальной и дополненной реальности при изучении языков //Молодежный вестник ИРГТУ. Иркутск: Издательство Иркутского национального исследовательского технического университета. № 4. 2016. С. 9-10.
48. Liu Zenghe (Google Inc.) – Microelectrodes In An Ophthalmic Electrochemical Sensor – Filed: 12.10.2012, Granted: 24.02.2015. Patent USUS8965478B2 A61B5/1468.
49. Sako Y., Iwasaki M., Hayashi K., Kon T., Nakamura T., Onuma T., Tange A. – Contact lens and storage medium – Filed: 02.05.2013, Granted: 06.11.2014. Patent US (PCT) WO2014178221A1G02C7/101.
50. Черченко О.В. Технологии дополненной и виртуальной реальности в медицине: анализ конкурентного ландшафта // Экономика науки», М.: Издательство Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2018. Том 4. № 1. С. 69-80.
51. Худоев И.В., Пирмагомедов Р.Я., Маколкина М.А. Медицинские приложения дополненно реальности // Материалы XXI Международной научной конференции «Распределенные компьютерные и телекоммуникационные сети: управление, вычисление, связь» (DCCN-2018). М.: Издательство РУДН. 2018. С. 149-161.
52. Дубровин В.Н., Егошин А.В., Фурман Я.А., Роженцов А.А., Ерусланов Р.И. Виртуальное планирование и возможности интраоперационной навигации при лапароскопической резекции почки / Тюменский медицинский журнал, Тюмень: Издательство Тюменского государствен-ного медицинского университета. Том 17. № 1. 2015. С. 25-26.
53. Nakamoto M., Ukimura O., Faber K., Gill I.S. Current progress on augmented reality visualization in endoscopic surgery. Curr. Opin. Urol. 2012. Vol. 22. 121-126.
54. Максим Юрьевич Наумов. Применение хептических технологий как составляющей виртуальной или дополненной реальности / Постулат, № 10 (2016) (Доступ 20.06.2019).
55. Сайт компании https://fibrum.com/vrshop (Доступ 20.06.2019).
56. Кирьякиди С.В. Дополненная реальность и перспективы ее применения в строительной отрасли. http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=16724 (Доступ 20.06.2019).
57. Белов Н.В., Дементьева А.В., Откупщикова И.А., Реськов К.Н., Третьякова З.О. Применение AR и VR-технологий в строительстве / Сборник научных трудов II Всероссийской научной конференции «Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса». СПб.: издательство Санкт-Петербургского горного университета. 2019. С. 1054-1059.
58. Цифровое десятилетие. В ногу со временем(2017) // PWC. https://www.pwc.ru / ru / publications / globaldigital-iq-survey-rus.pdf . (Доступ 20.06.2019).
59. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2018 – 2022 годы // PWC. https://www.pwc.ru/ru/publications/assets/pwc-media-outlook-2018-rus-web.pdf (Доступ 20.06.2019).
60. Гринь Е.С. Королева А.Г. Формирование базовых моделей охраны технологий виртуальной и дополненной реальностей в сфере права интеллектуальной собственности //Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6.
 

2024-74-1
2023-73-4
2023-73-3
2023-73-2

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".