Аннотация.
Статья посвящена обзору эволюции теорий экономического поведения от учений Древнего мира до наших дней. Основной задачей исследования является переосмысление имеющихся на сегодняшний день наиболее непротиворечивых теорий и концепций экономического поведения в свете актуальных проблем современного мира, связанных в первую очередь с процессами цифровизации общества. Предлагается взгляд на данную проблему на пересечении неоклассической и поведенческой парадигм с целью взаимного устранения их уязвимых мест: недостаточной дескриптивной ценности для первой и затрудненной формализуемости моделей – для второй. В качестве одного из способов решения поставленной задачи предлагается так называемая авторская «концепция эмоциональных ожиданий», в рамках которой последовательно выстраивается ряд гипотез в отношении ключевых мотивационных принципов совершения экономического выбора. В качестве ключевой гипотезы формулируется предположение о детерминированности экономического выбора сознательным процессом оптимизации ожидаемых положительных и отрицательных эмоциональных состояний.
Ключевые слова:
экономическое поведение, поведение потребителей, теории рациональности, теории принятия решений, поведенческая экономическая теория, нейроэкономика.
Стр. 54-65.
DOI: 10.14357/20790279210406 Литература
1. Аристотель. Политика [пер. с древнегреческого С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова]. М.: АСТ: Астрель. 2012. 2. Аристотель. Никомахова этика. [пер. Э.Л. Радлов]. М.: Берлин: Директ-Медиа. 2020. 3. Richard H. Thaler, Cass R. Sunstein. Nudge: Improving Decisions About Health, Wealth and Happiness. Yale University Press. 2008. 4. Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов, Фербер. 2018. 5. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика. 1997. 6. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. 1960. № 6. С. 23–38. 7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций / Кафедра общ. психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1971. 8. Юм. Д. Трактат о человеческой природе. Книга 1. О познании. М.: Канон. 1995. 9. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс. 1993. 10. Зомбарт В. Современный капитализм. Л. Т. 1. 1924. 11. Капитонов Э.А. Социология экономических систем В. Зомбарта и современность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. №1. С. 79-88. 12. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс. 1978. 13. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Вехи экономической мысли. Том 2. Теория фирмы. Под. общ. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1995. С. 54-72. 14. Simon, H.A. Theories of Decision-Making in Economics and Behavioral Science // The American Economic Review. 1959, June, Vol. 49. No 3. P. 253-283. 15. Алле, М. Условия эффективности в экономике. М.: Науч.-изд. центр «Наука для общества». 1998.16. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. V. 47, No. 2. 17. Tversky, Amos and Kahneman, Daniel ‘Judgment Under Uncertainty: Heuristics and biases,’ in Kahneman et al., 1982, 3-20. Originally published in: Science. 185 (1974). P. 1124-1131. 18. Tversky, A., Kahneman, D. Rational Choice and the Framing of Decisions. // The Journal of Business, 1986, October, Vol. 59, No 4, Part 2: The Behavioral Foundations of Economic Theory, P. 251-278. 19. Kahneman, D. Objective happiness. In D. Kahneman, E. Diener, & N. Schwarz (Eds.), Wellbeing: The foundations of hedonic psychology. 1999. New York: Russell Sage Foundation. P. 3-25. 20. Скиннер Б.Ф. Технология поведения / Пер. с англ. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 30-46. 21. Скиннер Б.Ф. Поведение организмов. М.: Оперант. 2016. 22. Tversky, Amos ‘Rational Theory and Constructive Choice,’ in Arrow et al., 1996. 185-197. 23. Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: АСТ-ЛТД. 1998. 24. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука. 1981. 25. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 1998. 26. Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком. 2000. 27. Smith, V.L. Economics in the Laboratory // The Journal of Economic Perspectives, 1994, Winter, Vol. 8, No 1. P. 113-131. 28. Zak, P. “Introduction” in Moral Markets. The Critical Role of Values in the Economy. Ed. Paul Zak, Princeton and Oxford, Princeton University Press. 2008. 29. Damasio, A. Descartes’ Error: Emotion, Reason, and the Human Brain. London, Vintage Books. 2006. 30. Зинченко О.О., Белянин А.В., Ключарев В.А Нейробиологические механизмы поддержания социальной нормы справедливости: обзор междисциплинарных исследований // Журнал высшей нервной деятельности им И. П. Павлова. 2018. Т. 68. №1. С. 16-27. 31. Ключарев, В.А. Свобода воли: Нейроэкономический подход // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2017. Т. 67. № 6. С. 755-760. 32. Ключарев В.А., Зубарев И.П., Шестакова А.Н. Нейробиологические механизмы социального влияния // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 20-36. 33. Аверкин А.Н., Повидало И.С., Федотова А.В., Ярушев С.А. Когнитивные гибридные системы поддержки принятия решений и прогнозирования // Программные продукты, системы и алгоритмы. 2017. № 4. С. 16. 34. Аверкин А.Н., Соболев С.В., Воронцов А.О. Сравнение различных техник анализа эмоций для решения задачи визуализации индекса настроения // Мягкие измерения и вычисления. 2019. №11. (24). С. 30-34. 35. Аверкин А.Н., Федотова А.В., Ярушев С.А. Модулярная модель прогнозирования временных рядов на основе нейро-нечетких сетей и когнитивного моделирования // Нечеткие системы и мягкие вычисления. 2017. Т. 12, №2. С. 159-168. 36. Аверкин А.Н., Ярушев С.А. Гибридные методы прогнозирования на основе нейро-нечетких моделей // В сборнике: Инжиниринг предприятий и управление знаниями. 2016. С. 8-11. 37. Averkin A.N., Pilato G., Yarushev S.A. An approach for prediction of user emotions based on anfis in social networks // Fuzzy Technologies in the Industry - FTI. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. Series “CEUR Workshop Proceedings”. 2018. P. 126-130. 38. Averkin A.N., Pilato G., Yarushev S.A. Prediction and detection of user emotions based on neurofuzzy neural networks in social networks // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 875. P. 118-125. 39. Averkin A.N., Vorontsov A.O. Comparison of different convolution neural network architectures for the solution of the problem of emotion recognition by facial expression // CEUR Workshop Proceedings. GRID 2018 - Selected Papers of the 8th International Conference “Distributed Computing and Grid-Technologies in Science and Education. 2018. C. 342-345. 40. Шокин Я.В. К вопросу об актуальности оценки влияния неденежных факторов на процесс принятия хозяйственных решений субъектами рынка // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». 2010. №4. C. 51-57. 41. Шокин Ян.В. Методологические аспекты анализа неденежных факторов принятия управленческих решений. Монография / Рец. А.Н. Самолдин, А.И. Тамов; Ред. В.В. Труба; Техн. ред. Г.А. Володина; Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Факультет экономики и управления, Кафедра экономики. Дубна. 2013. 133 с. 42. Шокин Я.В. Некоторые вопросы теории потребительского поведения // Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2002. №1. 43. Назаров А.И., Шокин Я.В. Моделирование поведения потребителей: исследование алгоритма принятия решений с применением искусственных нейронных сетей // Проблемы региональной экономики. 2018. № 42. С. 49-60. 44. Вайберт А.Е., Волкова А.А., Федоров С.В., Шокин Я.В. Моделирование поведения потребителей: опыт экспериментального исследования с применением искусственных нейронных сетей // Проблемы региональной экономики. 2018. № 42. С. 61-76. 45. Вайберт А.Е., Волкова А.А., Шокин Я.В. Моделирование поведения потребителей в целях управления устойчивым развитием социально-экономических систем // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2019. Т. 15. № 3 (44). С. 38-47. 46. Зеляк А.А., Иванов Ю.В., Шокин Я.В. Анализ влияния неденежных факторов на субъективное восприятие ценности автомобилей // European Social Science Journal. 2014. №4-2 (43). С. 480-486. 47. Романовский А.В., Ступнева И.М., Шокин Я.В. Исследование степени влияния поведенческих паттернов на оценку благ хозяйствующими субъектами // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 5. С. 443-448. 48. Ступнева И., Фёдоров С., Шокин Я. Анализ влияния неденежных факторов на субъективное восприятие ценности общественных благ // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2014. № 1. С. 162-166. 49. Шокин Я.В., Константинова Е.В. Анализ ценовых и неценовых факторов потребительского поведения на рынке образовательных услуг // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 14-24. 50. Shokin Ya.V. Influenza fattori non-monetari comportamento dei consumatori // Italian Science Review. 2014. Vol. 2. № 11. С. 128.
|