Динамика макросистем
Методы и модели системного анализа
Обработка и анализ изображений и сигналов
Системная диагностика социально-экономических процессов
Т.И. Жукова "К проблеме измерения социального капитала в онлайн социальных сетях"
Т.И. Жукова "К проблеме измерения социального капитала в онлайн социальных сетях"
Аннотация

Работа продолжает серию статей, посвященных изучению теории онлайн социального капитала на сайтах социальных сетей. Несмотря на то, что концепции социального капитала уделяется значительное внимание для объяснения социальных взаимодействий и создания сетей в онлайн-сообществах она остается не доопределенной отчасти из-за многомерности самой концепции, отчасти из-за отсутствия эмпирических индикаторов, которые позволили бы оценить тип, объем социального капитала и его динамику. Эластичность самой концепции, приводящая к наличию множества определений, отсутствие сопоставимых данных делают весьма сложной задачу измерения социального капитала, разработку индикаторов, позволяющих проводить сравнительные исследования и оценивать социальный капитал на индивидуальном или коллективном уровне. В статье предпринята попытка на основе анализа и обобщения наиболее разработанных методов измерения социального капитала представить основные модели измерений, которые являются востребованными на эмпирическом уровне и привели к содержательным теоретическим результатам.

Ключевые слова: 

информатика сообществ, сетевые коммуникации, онлайн-сообщества, социальный капитал, онлайн социальные сети.

DOI: 10.14357/20790279240409 

EDN: BBDTGL
Стр. 75-85.

Литература

1. Hanifan L.J. The rural school community center // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1916. Vol.67(1). P. 130-138.
2. Bourdieu P. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. Green wood. 1986. 
3. Coleman J.S. Social capital in the creation of human capital //American journal of sociology. 1988. Vol.94. P. S95-S120.
4. Putnam R.D. Bowling alone: America’s declining social capital // Journal of Democracy. 1995. Vol.6(1). P. 65-78.
5. Banfield E.C. The Moral Basis of a Backward Society. New York: Free Press. 1958. Р. 32
6. Granovetter M.S. The strength of weak ties // American journal of sociology. 1973. Vol.78(6). P. 1360-1380.
7. Quan-Haase A., Wellman B., Witte J.C., & Hampton K.N. Capitalizing on the Net. Social contact, civic engagement, and sense of community. In B. Welman & C. Haythornthwaite (Eds.), The Internet in everyday life. 2002. London: Blackwell.
8. Shah D.V., McLeod J.M., Yoon S.H. Communication, context, and community. An exploration of print, broadcast, and Internet influences. Communication Research, 2001.
9. Lin N. Social capital: A theory of social structure and social action. Cambridge: Cambridge University Press. 2001.
10. Блок М., Головин Н.А. Социальный капитал: к обобщению понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. №4. С.99-111.
11. Рогозин Д.М. Перспективы развития теории социального капитала // Экономическая социология. 2023. №4. C.12-37.
12. Spottswood E.L., Wohn D.Y. Online social capital: recent trends in research // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol.36. P. 147-152.
13. Katz J.E., Rice R.E. Social consequences of Internet use: Access, involvement, and interaction. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 2002.
14. Wellman B., Boase J., Chen W. The networked nature of community: Online and offline. IT & Society. 2002. 1(1). P. 151–165.
15. Vergeer M., Pelzer B. Consequences of media and Internet use for offline and online network capital and well-being. A causal model approach // Journal of Computer-Mediated Communication. 2009. 15(1). P. 189-210.
16. Wellman B., Boase J., Chen W. The networked nature of community: Online and offline // IT & Society. 2002. 1(1). P. 151–165.
17. Payne G.T., Moore С.B, Griffis S.E., Autry C.W. Multilevel Challenges and Opportunities in Social Capital Research // Journal of Management. 2011. 37. P. 491.
18. Thelwall M. Introduction to webometrics. Quantitative web research for the social sciences. Chapel Hill: Morgan & Claypool. 2009.
19. McCallister L., Fischer C.S. A procedure for surveying personal networks // Sociological Methods & Research. 1978. Vol. 7(2). P. 131-148.
20. Lin N., Fu Y.C., Hsung R.M. Measurement techniques for investigations of social capital //Social capital: Theory and research. 2001. Vol. 4. P. 57-81.
21. Van Der Gaag M., Snijders T.A.B. The Resource Generator: social capital quantification with concrete items //Social networks. 2005. Vol. 27(1). P. 1-29.
22. Van der Gaag M., Webber M. Measurement of individual social capital: Questions, instruments, and measures //Social capital and health. New York, NY : Springer New York. 2008. P. 29-49.
23. Williams D. On and off the’Net: Scales for social capital in an online era // Journal of computer mediated communication. 2006. Vol.11(2). P.593-628.
24. Carlos Pinho J. The e-SOCAPIT scale: a multi-item instrument for measuring online social capital // Journal of Research in Interactive Marketing. 2013. Vol. 7(3). P. 216-235.
25. Marsden P.V. Egocentric and sociocentric measures of network centrality //Social networks. 2002. Vol.24(4). P. 407-422.
26. Burt R.S. Brokerage and closure: An introduction to social capital. – Oxford university press. 2005.
27. Van Duijn, Marijtje A.J., and Mark Huisman. “Statistical Models for Ties and Actors.” In The Sage Handbook of Social Network Analysis // London, UK: Sage. 2011.
28. Krivitsky P.N., Morris M. Inference for Social Network Models from Egocentrically Sampled Data, with Application to Understanding Persistent Racial Disparities in HIV Prevalence in the US // The Annals of Applied Statistics. 2017. Vol. 11 (1). P. 427–55.
29. Park H.W., Jankowski N. A hyperlink network analysis of citizen blogs in South Korean politics. Javnost-The Public, 2008. P. 57-74.
30. Kim H., Kim G.J., Park H.W., Rice R.E. Configurations of relationships in different media:FtF, email, instant messenger, mobile phone, and SMS // Journal of Computer-Mediated communication. 2007. Vol.12. P. 1183-1207.
31. Turow J., Tsui L. The hyperlinked society. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press. 2008. P. 329.
32. Schmidt J. Blogging practices: An analytical framework // Journal of ComputerMediated Communication. 2007. Vol. 12. P. 1452-1471.
33. Park H.W., Thelwall M. Link analysis: Hyperlink patterns and social structure on politicians’ web sites in South Korea // Quality & Quantity. 2008. Vol. 42. P. 687–697.
34. Monge P.R., Contractor N.S. Theories of communication networks. New York: Oxford University Press. 2003. 49 p.
35. Doerfel M.L., Marsh P.S. Candidate-issue positioning in the context of presidential debates // Journal of Applied Communication Research. 2003. Vol. 31. P. 212-237.
36. Lim Y.S. Semantic web and contextual information: Semantic network analysis of online journalistic texts. Lecture Notes in Computer Science. 2011. P. 52-62.
37. Vergeer M., Lim Y.S., Park H.W. Mediated relations: New methods to study online social capital //Asian Journal of Communication. 2011. Vol. 21(5). P. 430-449.

2025-75-1
2024-74-4
2024-74-3
2024-74-2

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".