 |
С.Н. Гринченко "Базисные информационные технологии и пространственная иерархия поведенческих «правил»: сравнительный генезис" |
 |
Аннотация.
С позиций информатико-кибернетического моделирования процесса развития самоуправляющейся иерархо-сетевой системы Человечества рассмотрен сравнительный генезис базисных информационных технологий (БИТ) и пространственной иерархии поведенческих «правил» приспособительного поведения (ПП), который, на этапах усложнения Homo sapiens, выглядит так: сообщества уровня протоцивилизаций, опираясь на собственный вариант БИТ речи/языка, определяют возможные формы ПП собственных индивидов, ориентированного на максимизацию энергетической эффективности сообщества, путем задания собственным семьям фиксированных «предписывающих правил» ПП (т.е. ограничений типа равенств), а собственным родам – «предельных правил» (т.е. ограничений типа неравенств), устанавливающих границы возможных реализаций их ПП. При дальнейшем нарастании иерархии на базе новых БИТ дополнительно возникают структуры, расширяющие поведенческие «предельные правила» на уровни: БИТ письменности/чтения – локальных цивилизаций, БИТ тиражирования текстов – региональных цивилизаций, БИТ локальных компьютеров – Планетарной Цивилизации, БИТ телекоммуникаций/сетей – Цивилизации Околоземного Космоса. Отмечены особая роль семьи, реализующей единственные предписывающие правила ПП, на фоне формируемых более крупными сообществами предельных правил, и важность соответствия сознательных действий людей по осуществлению ПП алгоритмам «бессознательного» ПП самоуправляющейся системы Человечества.
Ключевые слова:
базисные информационные технологии, системный генезис Человечества, информатико-кибернетическая модель, самоуправляющаяся иерархо-сетевая система Человечества, целевые критерии приспособительного поведения, принцип системной кумуляции, принцип системной согласованности.
DOI: 10.14357/20790279250106
EDN: NFGHXI
Стр. 62-72
Литература
1. Гринченко С.Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). М.: ИПИРАН, Мир. 2004. 512 с. http://www.ipiran.ru/grinchenko/text.shtml 2. Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). М.: ИПИРАН. 2007. 456 с. http://www.ipiran.ru/grinchenko/book_2/text.shtml 3. Растригин Л.А. Случайный поиск. М.: Знание. 1979. 64 с. 4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука. 1987. 304 с. 5. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. М.: ЭТС. 2000. 367 с. 6. Курдюмов С.П. Новые тенденции в научном мировоззрении. 2007. http://spkurdyumov.narod.ru/KurdyumovSergPavlovich.htm 7. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения. 1990. 336 с. 8. Гринченко С.Н., Щапова Ю.Л. Генезис информационных технологий как маркер генезиса иерархий в системе Человечества: модельное представление // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 2. С. 421-430. DOI: 10.25559/SITITO.15.201902.421-430 9. Гринченко С.Н. О системной иерархии искусственного интеллекта // Информатика и ее применения. 2021. Т. 15. Вып. 1. С. 111-115. DOI: 10.14357/19922264210115 10. Растригин Л.А. Статистические методы поиска. М.: Наука. 1968. 376 с. 11. Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. Методы и приложения. Рига: Зинатне. 1981. 375 с. 12. Жирмунский А.В., Кузьмин В.И. Критические уровни в процессах развития биологических систем. М.: Наука. 1982. 179 с. 13. Моисеев Н.Н. Коэволюция человека и Биосферы: кибернетические аспекты // Кибернетика и ноосфера. М.: Наука. 1986. С. 68-81. 14. Гринченко С.Н. Общение людей и информационные технологии: принципы системной кумуляции и системной согласованности // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 235-244. DOI: 10.51944/2073-8528_2020_3_235 15. Гринченко С.Н. О параллелизме в развитии базисных информационных технологий, пространственных типов цивилизаций и типологии знаковых систем // Системы и средства информатики. 2024. Т. 34. № 1. С. 139-149. DOI: 10.14357/08696527240112 16. Гринченко С.Н. Об исторических этапах формирования феномена «воспитание»: с кибернетических позиций // Известия Российской Академии Образования. 2022. № 2 (58). С. 61-68. DOI: 10.51944/20738498_2022_2_61
|