Математические модели социально-экономических процессов
Прикладные аспекты в информатике
В.А. Маренко, Т.П. Мильчарек, Н.А. Мильчарек "Диагностика и моделирование экстремистской направленности личности"
Управление рисками и безопасностью
В.А. Маренко, Т.П. Мильчарек, Н.А. Мильчарек "Диагностика и моделирование экстремистской направленности личности"
Аннотация. 

Цель работы состоит в описании объективных и субъективных моделей экстремизма. С применением авторских НКТ и КВ методик проведено анкетирование учащихся школы, ссуза и вуза. Получены эмпирические данные, найдены их средние значения и проведены процедуры построения статистических моделей в виде профилей испытуемых. Сравнение моделей показало, что экстремистскому контенту наиболее подвержены школьники в силу несформированности мировоззрения и критического мышления. Построены модели данных в виде нечетких множеств для подтверждения гипотезы о влиянии вида группы испытуемых на соответствующие данные. Дана информация о двух авторских когнитивных моделях «состояния» субъекта с экстремистской идеологией и нейтральной позицией в отношении к экстремизму. Проведен симплициальный анализ их когнитивных структур и вычислительные эксперименты по наблюдению тенденций развития «состояний» субъектов на нескольких шагах вычислительных процедур. Результаты исследования позволили сделать выводы о потенциальной управляемости исследуемого социального явления и необходимости усиления комплекса профилактических мероприятий по борьбе с ним.

Ключевые слова: 

когнитивная модель, статистика, вычислительный эксперимент, симплициальный анализ, экстремизм.

Стр. 24-35.

DOI: 10.14357/20790279210303
 
 
Литература

1. Сингач А.Н. Модель профилактики молодежного экстремизма технологиями социально-культурной деятельности // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 1 (15). С. 43-47.
2. Крюкова Т.Б., Лисова С.Ю. Педагогическая модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму // Наука и школа. 2018. № 2. С. 52-61.
3. Корнилова О.А. Модель концепции группового экстремизма и механизм его формирования // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5 (30). С. 72-76.
4. Wong K., Walton G., Bailey G. Using information science to enhance educational preventing violent extremism programs. New Media and Society. 2021. Vol. 23. Iss. 3. Pp. 554-577.
5. Frischlich L. Dark inspiration: Eudaimonic entertainment in extremist Instagram posts. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. № статьи 622571.
6. Vukcevic Markovic M., Nicovic A., Zivanovic M. Political Psychology Contextual and Psychological Predictors of Militant Extremist Mindset in Youth. Political Psychology. 2021. Vol. 42. Iss. 1. Pр. 143-161.
7. Adam-Troian J., Tecmen A., Kaya A. Youth Extremism as a Response to Global Threats? A Threat-Regulation Perspective on Violent Extremism among the Youth. Lecture Notes in Networks and Systems 2021. Vol. 155. Pр. 507-513.
8. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников / Сост. Шипова Л.В. Саратов, 2016. 56 с.
9. Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Психодиагностический опросник «Комплекс воина» в системе выявления психологического комплексаэкстремиста // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 35–42.
10. Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Нонкоммуникативность и комплекс воина в диагностике психологического комплекса экстремиста // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2018. № 3 (45). С. 93 – 99.
11. Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Комплекс воина в модели психологической диагностики экстремизма // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 20–27.
12. Маренко В.А., Ложников В.Е. Применение симплициального анализа для корректировки когнитивной структуры // Прикладная информатика. 2020. Т. 15. № 6. С. 119–129.
13. Ложников В.Е., Маренко В.А. Программная система «Синтез топологической структуры когнитивной модели». Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2019617163 от 04.06.2019.
14. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука, 1986. 496 с.
 
2024-74-1
2023-73-4
2023-73-3
2023-73-2

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".