 |
Н.И. Белоусова, С.П.Бушанский, Е.М.Васильева, В.Н.Лившиц, И.А.Миронова "Моделирование оценки системной эффективности развития сетевой транспортной инфраструктуры" |
 |
Аннотация.
Исследован спектр моделей выявления естественно-монопольных свойств сетевой транспортной инфраструктуры, отвечающий изменениям параметров функций совокупных издержек. Применительно к моделированию развития фрагментов региональной транспортной сети разработаны расчетные конструкции оценки системной эффективности, позволяющие уточнить влияние на нее эффекта естественно-монопольной синергии, соответствующего области положительных значений технологического детерминанта экономии от структуры и приближенно измеряющего величину запаса субаддитивности издержек. Представлены результаты расчетов, связанных как с уточнениями методического характера в постановках и методах решения задач диагностики естественно-монопольных свойств (прежде всего, с использованием специальных расширений алгоритмов поиска оптимальной технологии перевозок), так и с модификациями вычислительных экспериментов в части анализа количественных оценок при вариации учитываемых факторов.
Ключевые слова:
сетевая транспортная инфраструктура, системная эффективность, естественно-монопольные индикаторы, постановки задач диагностики, тестирование субаддитивности функции издержек, технологические детерминанты, внегородская сеть дорог, системное и пользовательское равновесие, варьирование нормы дисконта, затратная эластичность.
Стр. 69-80.
DOI: 10.14357/20790279230308
Литература 1. Белоусова Н.И., Бушанский С.П., Васильева Е.М. Моделирование оценок перегруженности транспортной сети и вариантов ее развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 48 (351). С. 16-23. 2. Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Диагностика свойств сетевых инфраструктурных технологий в реформируемой системе госрегулирования российских естественных монополий // Российский экономический журнал. 2019. № 3. C.25-35. doi: 10.33983/0130-9757-2019-3-25-35. 3. Белоусова Н.И., Бушанский С.П., Васильева Е.М., Васильев В.Б. Естественно-монопольные свойства транспортных сетей: многопродуктовые модели диагностики // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 2. C.129–147. 4. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. 5-ое изд. перераб. и доп. М.: Поли Принт Сервис. 2015. C.1300. 5. Baumol W.J., Panzar J.C., Willig R.D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. N.Y.: HBJ. 1982. 497 p. 6. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Модели идентификации естественных монополий и государственного управления ими (возможности расширения классической теории) // Экономика и математические методы. 2012. №48(3). C. 64-78. 7. Pulley L.B. A composite cost function for multiproduct firms with an application to economies of scope in banking // The Review of Economics and Statistics. 1992. V. 74. P. 221-230. 8. Roller L.H. Proper quadratic cost functions with an application to the Bell System // The Review of Economics and Statistics. 1990. V. 72. P. 202-210. 9. Gasmi F., Laffont J.-J., Sharkey W. The natural monopoly test reconsidered: an engineering process – based approach to empirical analysis in telecommunications // International J. of Industrial Organization. 2002. V. 20. P. 435–459. 10. Kantorovich L.V. (1939). Mathematical methods in the organization and planning of production. Publication house of the Leningrad University; Translated in: Management Science. 1960. N 6. P. 366-422. 11. Введение в математическое моделирование транспортных потоков: учебное пособие / А.В. Гасников и др. Под ред. А.В. Гасникова. М.: МЦНМО. 2013. 12. Steenbrink Peter A. Optimization of Transport Networks. L., N.Y., Sydney, Toronto/ Ed. JohnWiley&Sons, 1974 (Стенбринк П. Оптимизация транспортных сетей. Пер. с англ. М.: Транспорт, 1981). 13. Bushansky S.P., Vasilieva E.M., Livchits V.N. Optimization Transport Computations. In: Advances in Economics and Optimization: collected scientific studies dedicated to the memory of L.V.Kantorovich/ David Wing-kay Yeung ed. N.Y.: Nova Science Publishers Inc. 2014. P.19-36. 14. Левит Б.Ю., Лившиц В.Н. Нелинейные сетевые транспортные задачи. М.: Транспорт. 1972. C.144. 15. Лившиц В.Н. О применении математических методов при выборе оптимальной схемы развития транспортной сети. Труды Первой Всесоюзной конференции по оптимизации и моделированию транспортных сетей. Киев: Изд-во Института кибернетики АН УССР. 1967. С.45-64. 16. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н., Миронова И.А. Концептуальные основы моделирования оценки системной эффективности развития сетевой транспортной инфраструктуры // Труды ИСА РАН. 2021. № 71(1). C. 10–21. doi: 10.14357/20790279210102. 17. Бушанский С.П. Неэффективность дорожных концессий в России: исключение и правило // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 2(50). C. 97-118. 18. Белоусова Н.И., Бушанский С.П., Васильева Е.М. О направлениях вариативного анализа нормативной идентификации естественно-монопольных свойств региональной транспортной сети / Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы ХХIV Всероссийского симпозиума. Москва, 11–12 апреля 2023 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН. 2023. С.304-309. doi: 10.34706/978-5-8211-0814-2-s2-09. EDN:UCZPRR.
|