 |
М. В. Леонова, В. Н. Якимец "Индекс оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти" |
 |
АннотацияВо многих западных странах центральной темой административных реформ является уже не столько оптимизация работы госаппарата или повышение качества государственных услуг, сколько вовлечение граждан в процессы выработки и реализации государственной политики, а также построение более эффективной системы социально-политического взаимодействия. Именно построение работающей системы обратной связи закладывается на уровне принципов в концепции построения «электронного правительства». При этом система органов исполнительной власти рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Особое внимание обращается на открытость, информационную прозрачность власти, а также (хотя и не всегда явно) на создание эффективных механизмов обратной связи. В декабре 2002 г. Правительством РФ была утверждена программа административной реформы. В рамках этой реформы была сформирована федеральная программа «Электронная Россия», цель которой формулируется следующим образом: «создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей». В мировой практике выделяют три стадии создания электронного правительства: «открытость» или «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Стадия «участие», т. е. влияние граждан на принимаемые исполнительной властью решения в России не реализована. Причин для такого развития ситуации несколько: сравнительно низкий уровень использования Интернета в стране (по данным ФОМ [3] от 12 сентября 2006 г., это 23 % населения, а весной 2005 г. — 17 %), недостатки правовой системы (например, отсутствие законодательной базы для применения цифровой подписи) и др. Существенно также и отсутствие единой системы мониторинга и оценки эффективности обратной связи электронных информационных ресурсов. А ведь собственно это должно было быть спроектировано уже на первом этапе. Одним из направлений административной реформы является применение управления по результатам. Предлагаемый в рамках реформы мониторинг работы федеральных органов исполнительной власти — это оценка показателей по результату самими ведомствами. План по разработке системы мониторинга опубликован на сайте ФСФБН. Настоящая работа посвящена описанию созданного нами инструмента, предназначенного для измерения уровня открытости, доступности и эффективности обратной связи.
|