Виртуальное пространство — новые социальные возможности
Управление развитием территорий
Инновации в отраслевом разрезе
М. В. Леонова, В. Н. Якимец "Индекс оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти"
М. В. Леонова, В. Н. Якимец "Индекс оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти"

Аннотация

Во многих западных странах центральной темой административных реформ является уже не столько оптимизация работы госаппарата или повышение качества государственных услуг, сколько вовлечение граждан в процессы выработки и реализации государственной политики, а также построение более эффективной системы социально-политического взаимодействия. Именно построение работающей системы обратной связи закладывается на уровне принципов в концепции построения «электронного правительства». При этом система органов исполнительной власти рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Особое внимание обращается на открытость, информационную прозрачность власти, а также (хотя и не всегда явно) на создание эффективных механизмов обратной связи. 

В декабре 2002 г. Правительством РФ была утверждена программа административной реформы. В рамках этой реформы была сформирована федеральная программа «Электронная Россия», цель которой формулируется следующим образом:

«создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей».

В мировой практике выделяют три стадии создания электронного правительства: «открытость» или «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Стадия «участие», т. е. влияние граждан на принимаемые исполнительной властью решения в России не реализована. Причин для такого развития ситуации несколько: сравнительно низкий уровень использования Интернета в стране (по данным ФОМ [3] от 12 сентября 2006 г., это 23 % населения, а весной 2005 г. — 17 %), недостатки правовой системы (например, отсутствие законодательной базы для применения цифровой подписи) и др. Существенно также и отсутствие единой системы мониторинга и оценки эффективности обратной связи электронных информационных ресурсов. А ведь собственно это должно было быть спроектировано уже на первом этапе.

Одним из направлений административной реформы является применение управления по результатам. Предлагаемый в рамках реформы мониторинг работы федеральных органов исполнительной власти — это оценка показателей по результату самими ведомствами. План по разработке системы мониторинга опубликован на сайте ФСФБН.

Настоящая работа посвящена описанию созданного нами инструмента, предназначенного для измерения уровня открытости, доступности и эффективности обратной связи.

Скачать статью в формате pdf

2024-74-1
2023-73-4
2023-73-3
2023-73-2

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".