Алгоритмы. Решения
MATHEMATICAL MODELING
Risk management and safety
Г.Л. Смолян, Г.Н. Солнцева "Человеческий фактор как угроза транспортной безопасности"
Г.Л. Смолян, Г.Н. Солнцева "Человеческий фактор как угроза транспортной безопасности"

Аннотация.

Человеческий фактор определен как совокупность характеристик человеческих отношений и человеческого  поведения, приводящая  к нарушению безопасности объекта транспортной инфраструктуры или средства транспорта. Люди рассматриваются как источник противоправных террористических, криминальных и кибернетических угроз, как. источник опасных воздействий на организационные и управленческие структуры, программно-технические  средства, административный, оперативный и обслуживающий персонал. В статье анализируются  три основных класса опасных действий людей: умышленные действия, непреднамеренные  ошибки персонала, нарушения требований к нормативной  деятельности. Обсуждается подход к оценке рисков осуществления опасных действий персонала, основанный  на регулярном проведении  аудита (инспекционных проверок) всех случаев нарушения нормального  функционирования  объекта. Риски опасных действий  связываются с рисками невыполнения требований по обеспечению безопасности и с соответствием отчетной информации реальному состоянию защищенности объекта. Полученные в результате инспекционных  проверок данные служат основанием для определения количественных оценок степени доверия к надежности (качеству) выполнения персоналом объекта своих функций. Приводится стандартная таблица оценки степени доверия к персоналу.

Ключевые слова:

человеческий  фактор,  транспортная  безопасность,  угроза,  опасные действия людей, персонал, оценка рисков, степень доверия.

Стр. 81-90.

G. L. Smolyan, G. N. Solntseva

"The human factor as a transport security threat"

Abstract. Human factor is defined as the set of characteristics of human relations and human behavior, leading to disturbance of transport infrastructure object and its transport facilities. People are seen as a source of terrorist, criminal, and cyber threats, and as the source of dangerous influences on organizational and management structure, program technical means, administrative, operational and service personnel. The article analyzes three main classes of dangerous activities of people: intentional and unintentional human errors, violations of requirements of normative activities. The approach to risk assessment of the implementation of the dangerous actions of the personnel based on regular audit (inspection) of all cases of violation of the normal functioning of the object is discussed. Risks of hazardous activities are associated with risks of disinformation about object’s security. The resulting inspection data serve as a basis for determination of quantitative estimation of fulfilment by the personnel of the object of their functions. Provides a standard table to assess the degree of trust to the staff.

Keywords: human factor, transport security, threat, personnel of the object, dangerous activities, risk assessment, degree of trust.

 Полная версия статьи в формате pdf.

REFERENCES

1. Koval Ye. A. [Elektronnyy resurs] www. cyberleninka. Ru/ article/
2. Liberman A. N. Tekhnogennaya bezopasnost: chelovecheskiy faktor. Spb,, 2006.
3. Tsygichko V. N., Chereshkin D. S. Bezopasnost kriticheski   vazhnykh   obektov   transportnogo   kompleksa. M.: URSS, 2014.
4. Federalnyy zakon o transportnoy bezopasnosti FZ16 (red. 03.02 20142014).
5. Bezopasnost transporta. // v kn. Gorizonty promyshlennoy politiki. M., 2003: www.prompolit.ru (89723).
6. Olshanskiy D. V. Psikhologiya terrorizma. Spb.: Piter, 2002.
7. Agatova L. A., Smolyan G. L., Solntseva G. N. Neloyalnost personala kak ugroza bezopasnosti organizatsii // Trudy ISA RAN. 2007. T. 31. S. 216–230.
8. Staroverov D. A. Loyalnost personala kak  faktor bezopasnosti biznesa // [Elektronnyy resurs] www/amulet-group.ru/page..id?htm=
9. Gornostaev S. V.  Nematerialnye  faktory,  vliyayushchie nam uroven loyalnosti personala // Upravlenie chelovecheskim potentsialom. 2005. №3.
10. Novitskiy Ye. G. Upravlenie riskami informatsionnoy bezopasnosti v krupnykh diversifitsirovannykh korporatsiyakh // Preprint, ISA RAN, 1999.
11. Vershinin Mikhail. Sovremennye  molodezhnye  subkultury: khakery // [Elektronnyy resurs] www.psyfactor.org/lib/vershinin 4.htm
12. Smolyan G. L.,     Solntseva G. N.     Neprednamerennye oshibki lyudey kak ugroza bezopasnosti organizatsionnykh sistem // Trudy ISA RAN. 2010. T. 52 S. 152–164.
13. Kostyuk V. N. Informatsiya kak sotsialnyy i ekonomicheskiy resurs. M., 1997.
14. Spravochnik po prikladnoy ergonomike. M., 1980.
15. Munipov V. M., Zinchenko V. P. Ergonomika. Cheloveko-orientirovannoe proektirovanie tekhniki, programmnykh sredstv i sredy. M.: Logos, 2001.
16. Zinchenko V. P.  Doverie.  Bolshoy  psikhologicheskiy slovar. M.: AST, 2009.
17. Kononov A. A., Stislavskiy A. B.,  Tsygichko V. N.  Upravlenie riskami narusheniya transportnoy bezopasnosti. M.: AS-Trast, 2008.
 

2024-74-3
2024-74-2
2024-74-1
2023-73-4

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".