Математическое моделирование
Информационные технологии
Когнитивные технологии
Методы и модели в экономике
Информатика сообществ и формирование социальных сетей
Т.И. Жукова "О развитии подходов к сегментации пользователей социальных сетей"
Т.И. Жукова "О развитии подходов к сегментации пользователей социальных сетей"
Аннотация. 

В статье обсуждается проблема выработки подхода к построению типологии пользователей социальных сетей. На основе анализа динамики критериев типологии показана эволюция подходов от показателя частоты посещений к анализу социального действия. Проанализированы наиболее известные и часто цитируемые в научной литературе схемы, исследованы положенные в их основу наборы критериев. Показано, что непоследовательность, несовместимость критериев, отсутствие единой терминологии зачастую приводит к конфликтности параметров и несистемности классификации. Предложен подход, основанный на фундаментальном изменении практик пользователей в контексте сетевого общества. Рассматриваются поведенческие стратегии, которые определяют различные коммуникативные типы поведения, позволяющие структурировать пространство пользователей социальных сетей в рамках парадигмы сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: 

информатика сообществ, сетевые коммуникации, типологии пользователей социальных сетей, критерии типологии.

Стр. 99-111.

DOI: 10.14357/207902792304011 

EDN: OZRJSU
 
Литература

1. Nielsen J. The 90-9-1 Rule for Participation Inequality in Social Media and Online Communities. 2006 // Nielsen Norman Group at
https://www.nngroup.com/articles/participationinequality/ (Дата доступа 19.06.2023)
2. McQuail D. McQuails’s mass communication theory (4th ed.). London: New Delhi: Sage Publications. 2000.
3. Лещенко А.М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе. Автореферат дисс... канд. философ. наук. СГУ. 2011.
4. Johnson G.M., Kulpa A. Dimensions of online behavior: Toward a user typology // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10(6). P. 773-780.
5. Barnes S.J., Bauer H.H., Neumann M.M., & Huber F. Segmenting cyberspace: a customer typology for the internet // European journal of marketing. 2007. Vol. 41(1/2). P.71-93.
6. Рябикина З.И., Богомолова Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей Интернета с особенностями их активности в сети // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 109(05). С. 1 – 17.
7. Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Психология. Психофизиология. 2013. Т. 6. №. 4. С. 73-83.
8. Станкевич М.А., Смирнов И.В., Игнатьев Н.А., Кисельникова Н.В., Данина М.М. Анализ личностных черт пользователей социальных сетей на основе автоматической обработки их профилей // Системы высокой доступности. 2018. Т.14 (4). C. 15.
9. Лазуткина, Е.В. Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета / Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 221–225
10. Горелова Г.Г., Иноземцев Д.В. Анализ психологического благополучия на основании параметров поведенческой активности пользователей социальных сетей //Ученые записки университета им. Лесгафта. 2020. №. 2 (180). С. 489-494.
11. Кметь Е.Б. Выделение поведенческих категорий пользователей социальных сетей как основа разработки контентной стратегии // Практический маркетинг. 2015. №. 7 (221). С. 9–15.
12. Субъектность и жизнеспособность сетевых сообществ в дискурсивном пространстве Интернета / Под ред. А.Н. Воронина. М.: Институт психологии РАН. 2021. 373 с.
13. Мишланов В.А., Чуганская А.А., Смирнов И.В., Суворова М.И., Курузов И.А. Разработка методов анализа сценариев поведения (на материале инструктивных интернет-текстов) //Медиалингвистика. 2020. Т. 7. №. 1. С. 16–28.
14. Латышев А. В., Талалаев А.А., Фраленко В.П., Хачумов В.М., Хачумов М.В. Методы оценки личностных факторов по визуальной информации, публикуемой в социальных сетях (обзор) //Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №. 1. С. 17.
15. Muller M., N.S. Shami, D.R. Millen and J. Feinberg. “We are all lurkers: consuming behaviors among authors and readers in an enterprise filesharing service”. In proc. 16th ACM international conference on Supporting group work. 2010. P. 201–210.
16. Brandtzaeg, P.B. and J. Heim. A typology of social networking sites users // International Journal of Web Based Communities. 2011. Vol. 7(1). P. 28–51.
17. Constantinides E., Zinck Stagno M.C. Potential of the social media as instruments of higher education marketing: A segmentation study // Journal of marketing for higher education. 2011. Vol. 21(1). P. 7-24.
18. Alarcón-del-Amo M.D.C., Lorenzo-Romero, C., & Gómez-Borja M.Á. (2011). Classifying and profiling social networking site users: A latent segmentation approach // Cyberpsychology, behavior, and social networking. 2011. Vol. 14(9). P. 547-553.
19. Budak C., Agrawal D., El Abbadi A. Structural trend analysis for online social networks // Proceedings of the VLDB Endowment. 2011. Vol. 4(10). P. 646-656.
20. Mathioudakis M. and Koudas N. TwitterMonitor: Trend detection over the Twitter stream. In Proceedings of SIGMOD’10.
21. Bezzubtseva A., Ignatov I. A Typology of Collaboration Platform Users. Workshop on Experimental Economics in Machine Learning. 2012. P. 9–19.
22. Shao W., Ross M., Grace D. Developing a motivation-based segmentation typology ofFacebook users. Marketing Intelligence & Planning. 2015.
23. Belenioti Z.Ch., Andronikidis A., Vassiliadis Ch. Classifying and profiling social media users: an integrated approach // Second European Conference on Media & Mass Communication, IAFOR, 13-16 July 2015. Thistle Brighton, United Kingdom.
24. Schwade F., Schubert P. Developing a user typology for the analysis of participation in enterprise collaboration systems. Proceedings of the 52nd Hawaii International Conference on System Sciences. 2019.
25. Selwyn N., Gorard S., Furlong J. Whose Internet is it anyway? Exploring adults (non)use of the internet in everyday life // European Journal of Communication. 2005. Vol. 20(1).
26. Dervin B. Human studies and user studies: A call for methodological interdisciplinarity // Information Research, 2003. Vol. 9(1). P. 166.
https://informationr.net/ir/9-1/paper166.html (Дата обращения 03.06.2023)
27. Brandtzæg P.B. Towards a unified Media-User Typology (MUT): A meta-analysis and review of the research literature on media-user typologies // Computers in Human Behavior.
2010. N 26. P. 940–956 https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.02.008
28. Тищенко В.И. Цифровое пространство личности // Труды ИСА РАН. 2022. Т. 72(4). С. 51-61.
29. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии // Экономическая социология. 2016. N5. https://cyberleninka.
ru/article/n/hozyaystvo-i-obschestvo-ocherkiponimayuschey-sotsiologii (дата обращения: 06.06.2023).
30. Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. Connection strategies: Social capital implications of Facebookenabled communication practices //New media & society. 2011. Vol. 13(6). P. 873-892.
31. Boyd D.M., Ellison N.B. Social network sites: Definition, history, and scholarship //Journal of computer‐mediated Communication. 2007. Vol. 13(1). P. 210-230.
32. Ramirez Jr.A., Walther J.B., Burgoon J.K., & Sunnafrank M. (2002). Information-seeking strategies, uncertainty, and computer-mediated
communication: Toward a conceptual model. // Human communication research. 2002. Vol.28(2). P. 213-228.
 
 

2025-75-1
2024-74-4
2024-74-3
2024-74-2

© ФИЦ ИУ РАН 2008-2018. Создание сайта "РосИнтернет технологии".